PDA

Просмотр полной версии : Капитанская судоверфь


Капитан
12.01.2017, 22:18
https://realax.ru/saveimages/2017/01/12/mb0ebpnlwjeqwlhgky.gif

Рукоделие - это отличное хобби, которому все возрасты покорны. Поскольку и сам имею эту слабость (хотя насчёт слабости ещё можно поспорить), то решил тоже понемногу делиться с экипажем нашего фрегата с гордым именем "Реалакс" своими достижениями. Но вот только готовый продукт со стапеля выходит раз в несколько лет, а дело это интересное. Посему и решил тут открыть тему, где для непосвящённых людей буду показывать весь процесс построения модели судна от и до. Чему сам научился, чему добрые люди научили, а где само по себе сложилось - это уж как выйдет. Сразу хочу сказать, что дело это очень увлекательное, особенно когда получается. Сам периодически захожу на разные кораблестроительные форумы посмотреть, кто во что горазд. Думаю, тема эта может оказаться интересной некоторым рукодельникам, да и просто зрителям. Ну а если кто-нибудь проникнется и вместо очередного забега на battle.net кораблик из бумаги своему ребятёнку сваяет, то буду считать, что свою задачу выполнил с лихвой.

Итак, что нам надо для изготовления модели парусного судна. Как это ни странно не так уж много - инструменты, материалы и свободное время. Причём последнего больше всего. Инструменты могут быть от простого кухонного ножа до проксоновских прецезионных микростанков. Тут всё зависит от того, насколько позволяет бюджет и микромоторика рук. У каждого инструмента есть предел, выше которого он не может уже обеспечить точность изготовления деталей. Тогда надо озаботиться либо приобретением другого, более точного, либо менять сам технологический процесс. Однако у большинства инструментов потенциал с лихвой превышает возможности среднестатистического рукодельника, а изобретательная изюминка и смекалка позволяют буквально на коленке пусть не подковывать блоху, но хомут ей на шею нацепить - уже проблем не вызывает.

А сейчас позвольте представить вам мой инстументарий, котрый использую для работ. В первую очередь - это обычный канцелярский нож, который хорошо позволяет и нарезать плашки, и вообще творить всё, что душа пожелает. Где не хватает его точности и остроты, используются уже специальные модельные ножи. Их я стараюсь не пускать в ход почём зря - стоят они дороже, а тупятся тоже неплохо, но иногда приходится. Второй по значимости инструмент - мелкая наждачка разной зернистости, а если надо где по-крупному ободрать поверхность, в дело идёт рашпиль. Также набор надфилей не последнюю роль играет в этом деле - и по мелким деталям пройтись, чтоб убрать занозы, и по металлу можно работать, но это довольно редко пока получалось. Станочный парк более чем скромный: микродрель с наборами свёрел и бормашинка Drimel с полным зоопарком насадок, но это не является необходимым, только чтобы облегчить немного жизнь и работу. Вот в принципе и все инструменты. Подумывал о покупке проксоновской микроциркулярки. Тоже приятная в работе вещь. Если дадут премию на работе, то поставлю супругу перед фактом, что этот инструмент мне край как нужен, а не то моё хобби зачахнет и усохнет.

Материалы для изготовления, конечно, древесина. Много разной иметь не обязательно, но очень желательно иметь представления о свойствах разных пород и уметь немного их отличать. Так одну из первых своих моделей я делал целиком из липы. Материал мягкий, леко обрабатывается и проблем не возникало. Разве что потом после сборки надо красить модель. Потом уже начал сочетать разные другие породы - клён, красное дерево, орех, бросимум, черешня и пр. Но это всё уже потом, как начал понимать основы и принципы построения моделей. А вообще, некоторые профи умудряются делать потрясающие модели из всего, что под руку попадается. Один сделал фрегат, используя в качестве сырья обыкновенные ученические деревянные линейки, другой собирает свои модели из дощечек от ящиков для мандарин. Так что материал в нашем деле не является проблемой.

Про свободное время тоже надо отдельно сказать. Изготовление одной модели требует очень больших временных затрат даже при восьмичасовом рабочем дне. А уж если выкраивать для этого по нескольку часов в неделю, то вообще долгострой может растянуться на многие месяцы а то и годы. С другой стороны, спешить в работе особо не надо. Как писал в своей памятке Гастев: "Работй ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер". Однако бывают такие периоды, когда вроде и есть свободное время, и особо заполнить его нечем. Вот тут-то и получается "рабочий запой", когда можно безвылазно сделать столько, что потом только диву даёшься.

Ну и последний, но не менее важный вопрос - что именно делать. Каждая модель имеет свой уровень сложности, который зависит не только от типа самого судна, но и от того, в каком варианте собираемся его воплотить. Нет сомнения, что модель 120-пушечного линейного корабля имеет достаточно высокий уровень сложности. Но и небольшие фрегаты тоже могут оказаться довольно зубодробительными, если уйти в слишком мелкую деталировку. Хотя даже на больших кораблях можно допускать некоторые упрощения облегчающие жизнь, например, изготовить рангоутную модель (без парусов). Особенно она выигрышно смотрится, если палубное пространство занято разнообразными полезными бытовыми мелочами - пушками, шлюпками, помпами, пьяными матросами и пр. Некоторые мастера умудряются даже на корпусных моделях (без парусов, мачт и такелажа!) лопатой грести золотые медали на международных соревнованиях судомоделистов.

Есть также несколько принципиально разных подходов к изготовлению модели. Первый самый простой, который рекомендуется для начинающих, сборка из "кит"-а (от англицкого kit = "набор"). В красиво раскрашеной коробке есть все необходимые заготовки, подробная инструкция, иногда даже на русском языке. Очень полезен для начинающего, у кого еще нет представления о том, как собирается модель, так же и для тех людей, кто ограничен во времени, материалах и/или имеет проблемы с изготовлением мелочевки типа пушек, блоков, юферсов и пр. Есть отдельная каста любителей таких наборов, которых корифеи называют "китобоями" - это моделисты, которые берут "кит" только за основу, но сами доделывают и переделывают массу вещей, исправляют ошибки в чертежах и пр. Например, прилагаются к набору якоря с прямыми лапами, но известно, что именно у того парусника лапы якорей были скруглёнными. Тут они не минуты не сомневаясь с нуля отливают из олова свои собственные якоря согласно историческим чертежам, чернят вонючей химией и крепят на модели. Про них даже ходит поговорка, что "кит" они покупают только для инструкции по сборке, остальное выкидывают в мусор. Следующий подход - это так назывваемый "партворк" - опять от английского, кашалот ему в форштевень. Это тоже типа кита, но детали и инструкцию присылают мелкими партиями по почте примерно раз в месяц. Очень хорошее напоминание для тех людей, кто не способен долго сосредотачиваться на одном деле. Однако по конечной стоимости это выходит существенно дороже разовой покупки готового набора. Ну и последняя категория - это сборка модели "с нуля". Когда есть только чертежи, зачастую неполные, на основе которых строится проект, подбираются материалы и пр. Это наиболее гибкий подход, но требует уже наличия опыта, поскольку максимум свободы подразумевает максимум понимания того, что ты делаешь. Иначе получившееся "чудо" годится только на прокорм мусорного ведра, вон оно стоит, пасть раззявило и готово слопать всё подряд.

Важен также масштаб. Чем он меньше, тем больше можно упростить в деталировке, с одной стороны, но тем сложнее соблюсти точное соотношение размеров деталей, да и сами детали потребуют более тонкой работы при изготовлении. Нередко начинающие берутся за модели очень старых парусников - каравеллы Колумбов, когги Ричадров и пр. Там есть один неоспоримый плюс - точных чертежей на эти суда не существует в природе, поэтому можно в своё удовольствие ваять как душа пожелает. Не получается сделать брашпиль как на чертеже, ну и фиг с ним сделаю как получится, а там пусть кто попробует доказать, что воротов у него было не 4 а восемь. Так что вольность тут простительна. Кстати, чертежей в интернете очень много на любой вкус. Не все они достаточно подробные и полные, часто приходится самим додумываться, как оно должно быть, читать специфическую литературу. Но потом, когда приходит понимание, то можно уже авторитетно отстаивать своё мнение. Типа, а почему на этом голландском флейте нактоуз (ящик для компаса у штурвала) сделан в виде шкафа, а не тумбы? - А потом, что флейт тот конца 17 века, а нактоуз в виде тумбы был запатентован только в середине 19 века! И все кивают головами: да-да всё правильно.

Вобщем, судомоделизм - это довльно увлекательное дело. Главное - было б желание. Как говорил один глубоко уважаемый (по крайней мере, мной) человек, если вам что-то интересно, то время для этого вы всегда найдёте, а если у вас нету времени на какие-то дела - значит они вам просто неинтересны.

Shadow's Dance
12.01.2017, 23:00
А ФОТКИ?!!!!

Капитан
12.01.2017, 23:55
@Shadow's Dance, всему своё время. Щас выберу какой-нить проект и запущу своё производство. Тут ведь какое дело, чертежей - море, но надо чтоб кораблик самому нравился. А таких не так уж и много. Сейчас выбрал себе с десяток кандидатов на постройку, но ещё окончательно не определился. Ну чтоб народ не скучал, рекомендую посмотреть на работу настоящего МАСТЕРА этого дела. Мне до него, наверное, как до Пекина через Рио-де-Жанейро на карачках :D
https://www.youtube.com/watch?v=ybkhEDTRb3k

Капитан Морган
13.01.2017, 02:01
@Капитан, вы только планируете начать этим заниматься, или уже есть какие-то готовые работы? Вообще, очень интересная тема.

Капитан
13.01.2017, 02:12
@Капитан Морган, есть наработки, коллега. Например, вот последняя работа, 1:100 масштаб: https://realax.ru/showpost.php?p=1582377&postcount=131 У самого как с этим делом? Редко кто влюблённый в море равнодушен к этой теме.

Капитан Морган
13.01.2017, 02:16
@Капитан, я не скажу, что прям влюблён в море, но очень неравнодушен к ручному труду с инструментом, деревом, и лаками. Поэтому мне всегда очень интересно всё, что имеет отношение к "Мастерской" и всем процессам.

Odile
13.01.2017, 17:13
@Капитан, очень интересно, как получится

Капитан
13.01.2017, 17:46
Итак, начнём. Проект, который я собираюсь воплотить - это модель русского пакетбота "Святой апостол Павел". Надо б сказать несколько предварительных слов про это корабль, его историю и вообще, настроить камертон своей души именно на этот парусник...

https://realax.ru/saveimages/2017/01/13/vuesaynmcbrrhvq6hdyu.jpg

С середины 18 века Россия худо-бедно, но развивала свои проекты по освоению северо-американского континента. Это про те времена поётся в опере "Юнона и Авось". Ну так вот, в 1740 году с Охотской судоверфи были спущены на воду два пакетбота, выполненные по одним чертежам. Названия им дали "Святой апостол Павел" и "Святой апостол Пётр". На этих судах небезызвестный Беринг совершил свою вторую экспедицию к западному побережью Северной Америки. 8 сентября оба пакетбота прибыли в Авачинскую губу полуострова Камчатка. В честь этого события местное поселение стали называть по имени этих двух корабей, а именно - Петропавловск-Камчатский. Летом 1741 года экспедиция отправилась в поисках западного побережья американского континента. Карт, естественно не было, из сената пришло указание плыть на юго-восток, как было указано на карте, составленную французом Делилем, человеку с богатым воображением. Витус Беринг шёл капитаном на "Святом Петре". Капитаном "Святого Павла" был Алексей Чириков, молодой, но довольно энергичный и умный человек, который подвёрг веской критике указание Делиля и настаивал на том, что курс надо держать в пределах 50-65 градусов северной широты. Его убедительные аргументы так сильно подействовали на Беринга, что он пустил Чирикова вперёд, а сам шел в кильватере "Святого Павла".

Через 2 недели после начала этого перехода, на море пал очень сильный туман и корабли потерялись из вида. Долгое время они пытались найти друг друга, но в конце концов Беринг дал приказ продолжать экспедицию, потому что было неясно, сколько времени уйдёт на это поиск. Оставшись один, Беринг всё-таки решил плыть в направлении, которое указывал Делиль, на юго-восток, где, как нам теперь известно, простирается только Тихий океан. После продолжительных поисков, он всё-таки достиг берегов Америки, а также открыл несколько островов. Когда припасы уже подходили к концу, он повернул назад к Камчатке. Погода не благоприятствовала путешествию, постоянные сильные ветры не давали команде расслабиться. Во время очередной бури вахтеный заметил землю, это был безлюдный остров, который в последствии получил название остров Беринга. Штормовой ветер гнал корабль на берег. Не помогли отданные якоря - канаты просто полопались, руль сломался, и судно было выброшено на берег. Буря разбила корабль на куски. Выжившему экипажу предстояла суровая зимовка на неизвестном берегу. Условия были очень трудными - мало продуктов, стужа, цинга... 8 декабря 1971 года умер Витус Беринг. К концу зимовки из 77 человек экипажа в живых осталось только 46. Общими усилиями они из обломков "Святого Петра" сделали новый корабль и 25 августа 1742 года сумели добраться до Родины.

Чириков тоже потратил много времени пытаясь разыскать корабль Беринга, но безрезультатно. В конце концов он рассудил, что Беринг продолжил поиски новой земли, и тоже повернул "Святого Павла" на восток. Спустя примерно месяц плавания они увидели землю. Две шлюпки было на корабле, и два раза матросы пытались высадиться на берегу, но оба раза шлюпки таинственно исчезали вместе с людьми. Потеряв надежду высадиться на берег, Чириков поспешил к родным берегам, потому что начали подходить к концу запасы пресной воды и продуктов. На обратном пути он открыл всю цепь Алеутских островов, но из-за враждебности населения восполнить запасы там тоже не удалось. Осенью 1741 года "Святой Павел" вернулся в Петропавловск-Камчатский, и карта мира пополнилась новыми открытыми землями. В последствии было предпринято несколько экспедиций для поиска пропавших матросов, но ни одна из них не увенчалась успехом. Были версии, что моряки погибли при попытке высадиться на берег или убиты свирепыми индейцами. Однако 1774 году было сообщение, что в заливе Якутат, недалеко от места неудачной высадки матросов экипажа Чирикова, среди торгующих индейцев довольно часто попадаются белолицие и русоволосые. Из чего можно предположить, что матросы не погибли, но были подобраны местными индейцами, остались жить с ними и даже оставили потомство. Чириков умер в возрасте 45 лет, из них более 20 лет он провёл в суровых морских походах, приумножая славу своего отечества.

Вот такая была непростая судьба у такого скромного на вид корабля. Его-то мы и будем ваять. Подлинных чертежей, конечно, не сохранилось, и внешний вид их восстанавливался по описаниями в донесениях и на основе выписок из судовых журналов. Тем не менее, поскольку Петр-I заложил хороший порядок и стандартизацию в кораблестроение, можно говорить о том, что новодел более-менее соответствует оригиналу. Чертежи в своё время были опубликованы в журнале "Моедлист-конструктор" в начале 1970-х годов. Изготавливать буду из разных пород дерева, чтобы красить не пришлось (не люблю работать кистью - нет у меня и намека на художественные таланты), масштаб - 1:100. Модель будет рангоутной, стало быть, парусов не предвидится. Ну судя по тому, что на чертежах деталировка палубы прорисована довольно богато, это только в плюс. Вобщем, запасаемся попкорном, помидорами и качаем метательную мышцу у правой руки, чтобы конструктивно критиковать то, что у меня получится. Длительность проекта, если работать в перерыве между работой, семьёй и другими полезными и увлекатльеными делами, примерно год-полтора, если, конечно не свалит с ног сухопутная болезнь под названием "лодырит".

Irma
15.01.2017, 13:28
@Капитан, скорее бы результат увидеть.

Капитан
16.01.2017, 01:14
@Irma, все будет, можешь не сомневаться. В настоящий момент работаю с чертежами - они не совсем полные. Надо собрать всё вместе, продумать детали, потому как не все элементы отражены, а некоторые вообще с искажениями. Первое, что надо сделать - это подготовить чертежи в масштабе 1:1. То есть, если делаем модель 1:100, то и черетежи надо печатать в масшате 1:100, чтобы потом было легче работать. Тут проблем нет, надо только правильно отмасштабировать при печати. Всякие декоры и украшения лучше печатать с бОльшей деталировкой. Конечно, сканированный рисунок от руки карандашом не позволяет передать все детали, но общее представление об убранстве можно получить. На рисунке выглядит немного неказисто, зато однообразия не так много, а значит в реальности модель обещает быть интересной.

Как я уже сказал, дело это не такое скорое, но сам процесс появления корабля из набора лесопиломатериалов, конечно, довольно захватывающее зрелище. А пока оно в таком виде:

Velassaru
16.01.2017, 01:39
@Капитан, в восхищении!

Удачи в воплощении проекта.

Шпилька
16.01.2017, 15:43
Обычный день на корабле

Капитан
18.01.2017, 17:29
@Velassaru, спасибо! Будем стараться :)
@Шпилька, а где комада? Спят или за борт смыло?

Ну вот, работа с чертежами в первом приближении закончена, можно брать в руки инструменты. В первую очередь собирается остов будущей модели, который состоит из набора шпангоутов и килевой рамки. То есть рёбра и хребет каркаса. Отправной точкой для всего этого служит теоретический чертёж, где показаны и профили этих деталей, и их точное взаимное расположение. Основной материал на этом этапе - фанера обыкновенная, водится в изобилии во всех уголках нашей планеты, за исключением, пожалуй, дна мирового океана, потмоу что не тонет. Моё хозяйство не исключение, нашёлся и в нём кусок как раз нужного размера, на который удалось в конеце концов разместить все заготовки для деталей. Сказалась многолетняя практика игры в blockout. На фото видно немного необычный отрез на верхней кромке куска фанеры - это след от вырезания корпусного набора для предыдущей модели.

Затем все бумажные профили наклеиваются каким-нибудь слабым клеем (например, карандашным) на фанерку, выпиливаются лобзиком. Бумага отдирается, чтоб не мешалась, и все собирается вместе. Вот такая получается ребристая конструкция. Ну ничего, как говорится, были б кости - мясо нарастёт. За "мясом", кстати, надо будет на днях заехать в местный магазин, где продаются всякие деревяшки для начинающего "папы Карло". Промежутки между шпангоутами называются "шпации". Вот их -то и надо заполнять древесиной, чтобы корпус получился монолитным. Я для этого использую липу - мягкий материал, хорошо режется и шлифуется. Есть мастера, которые заполняют шпации даже пенопластом - главное, чтобы форму корпуса соблюсти, когда внешнюю обшивку накладывают. Ну тут кто во что горазд. Можно даже шпации и не заполнять, но тогда очень легко получить перекос. Но если у корабля корпус пойдет винтом, то ничего хорошего от этого не будет.

Шпилька
18.01.2017, 17:30
@Капитан, команда ест макароны по-флотски)

Капитан
18.01.2017, 17:42
команда ест макароны по-флотски)
А, ну тогда всё в нормально. Война войной, но обед по распорядку. Щас они силами наполнят свои полосатые тела, боцман им швабру в зубы и вперед - палубу дратить, а то она блестит не равномерно.

Odile
18.01.2017, 17:55
@Капитан, ой, уже и чертежи, и даже остов!

Капитан
23.01.2017, 00:18
Время идёт, а дело... тоже помаленьку двигается. Настала пора заполнять "скелет" мясом. Пустые пространства между шпангоутами называют "шпациями". Для получения ровной и гладкой болванки корпуса эти проёмы заполняют черновым материалом, а потом обтачивают согласно чертежам. Ну и кроме того корпусу придаётся хорошая прочность. На выходе имеем уж не хлипкий остов, но прочный монолит. Этот проект я затеял, чтобы попробовать некоторые новые приёмы в изготовлении корпуса. Однако немного не продумал, поэтому сам себе, как злобный Буратино, наделал дополнительной работы. Чтобы хорошо зашлифовать палубу, придётся срезать торчащие над палубой "рёбра" (они называвются "топтимберсы"), иначе получится много неровностей. Ну ничего, не ошибается только тот кто ничего не делает, но именно эту ошибку труднее всего исправить. Вобщем пока в таком виде - всё как в старом добром анекдоте: "А после сборки доработать напильником".

Небольшой комментарий. По всей видимости, чертежи эти были подготовлены для более крупного масштаба типа 1:64 или 1:50. Слишком чато идут профили шпангоутов, так что на моём сотом масштабе получились очень узкие шпации - всего чуть более полутора сантиметров. Пришлось нарезать бакулки довольно мелкого размера. Кстати, моделисты не очень-то и любият выставлять фотографии моделей на этой стадии - когда шпации заполнены, но края ещё не обработаны. По внешнему виду чем-то смахивает на нефтеналивной танкер, хотя откуда они могли взяться в середине XVIII века...

Капитан
30.01.2017, 03:26
Как я уже упоминал, "Апостол Павел" был пакетботом. Но "пакетбот", это не тип судна, а скорее назначение. Packetboot - судно для перевозки почты и прочих морских вспомогательных затей. По типу парусного вооружения суда бывают бригантины, шхуны, бриги и пр. Так вот "Апостол Павел" был шнявой - небольшое судно с прямыми парусами на двух мачтах. На третьей мачте был трисель, причём третья мачта (она называлясь шняв-мачта) ставилась на очень близком расстоянии от грот-мачты так, что их топы упирались в общий марс. Шнявы были небольшими довольно быстроходными и маневренными судами, которые несли на борту 12-18 пушек. Шнявы оказались очень эффетивными во время Русско-Шведской войны 1700-1721 гг. Они активно использовались на флоте для разведки, прикрытия транспорта, высадки десанта и прочих дел, которые могли досадить и нагадить противнику. Но к концу 18 века сторительство их практически прекратилось, поскольку они морально устарели.

Следующим этапом в постройки модели является обдирка болванки для придания ей нужной формы. В судомоделизме этот процесс называется "малковкой". Те, кто работает, что называется, "на поток", пользуются всякими электрическими шлифовальными машинками. Ну я пока зарабатываю на свой хлеб другими путями, поэтому главным инструментом имею рашпиль на мускульной тяге. Но и этого вполне достаточно. Предварительная обдирка корпуса на данный момент практически звершена, затем будет идти более тонкая шлифовка для придания корпусу требуемой формы. Очертания судна задаются кромками фанерного каркаса (шпангоуты+килевая рамка). Обдирка и обточка модели идёт как раз до кромок шпангоутов. Если есть какие-либо неровности или провалы, то они потом шпаклюются специальной мастикой, но об этом нам ещё рановато говорить.

Lukas
31.01.2017, 16:03
@Капитан, дело движется... :thumbs_up:

Капитан
06.02.2017, 04:26
дело движется...
А как же. Хоть и не очень быстро, зато без остановок.
Самая пыльная часть работы - это шлифовка корпуса. Одновременно это и доводка его до требуемой формы. В принципе, если делать для себя, то можно сильно не беспокоиться о точности соответствия чертежу. Но на соревнованиях моделистов очень строго смотрят на всевозможные отклонения. Поэтому моделисты изготавливают разные шаблоны, которыми проверяют точность обводов корпуса. Я эту часть пропустил, потому как ни на какие медали претендовать не собираюсь. Немного нарастил корму, шкуркой сгладил все выпуклости и неровности. Работа небыстрая, пошуршал немного, потом рукой погладил, посмотрел на ощупь, насколько гладкая и непрерывная поверхность получается. В этом деле, кстати, важно ещё учитавать, что поверх болванки будет идти обшивка корпуса, вот на эту толщину общивки размер заготовки должен быть меньше.

Капитан
13.02.2017, 07:09
Вот прошла ещё одна неделя делов и забот. За это время было сделано некоторое количество работы, а именно, прошпаклёвано и обработано днище, а также начато изготовление палубного перекрытия. Со шпаклёвкой я чуть было не промахнулся - она у меня почему-то оказалась существенно гуще, чем я ожидал. Переживал, что после схватывания будет отваливаться кусками. Однако, всё обошлось. Обработка напильником, а потом и наждачкой позволила существенно приблизиться к требуемым обводам днища. Дело осталось за тонкой доводкой, ну это решил делать немного попозже, а пока решил преключиться на оборудование верхней части судна. Подложка для палубы делается из полумиллиметровой берёзовой фанеры. На фанере уже наносится разметка, где должны идти стыки палубных досок, где пройдут переборки и края бортов. На фото можно видеть, что палубный настил разбит на три сильно разные по исполнению части. Средняя часть - это нижняя палуба, открытая для обозрения. Она делается в максимальном соответствии с корабельным проектом. размер палубной доски где-то 6м в длину и 25см в ширину. Делим на 100 и получаем 60х2.5мм. Стыки палубных досок тоже делаются не абы как, а на тех местах, где проходят бимсы - прочные поперечные балки, на которые опирается палуба. В зависимости от частоты стыков, палуба кроется "в 3 доски", "в 4 доски" - ну это детали, которыми, наверное, не стоит засорять себе голову. Я выбрал расшивку в 3 доски - это значит, что стык на одном бимсе повторяется на каждой третьей доске. Носовую и кормовую части палубы я настилал без всяких стыков. Дело в том, что эти части будут перекрыты сверху и с боков практически наглухо, останутся только пушечные порты, в которые будут выглядывать орудийные жерла. Если особо глазастые зрители посмотрят внутрь орудийного порта, то тоже увидять, что палуба там из досок и на этом успокоятся.

Для палубы обычно берут светлую древесину, я взял клён. Связано это с тем, что на флоте любой матрос, который не занят делом, представляет смертельную опасность для всего окружающего. Поэтому с самых первых дней корабельной эпохи, чтобы спасти экипаж от этого бедствия, матросов заставляли драить палубу от рассвета и до заката. Так что цвет палубы был очень светлым. Если вы в каком-нибудь фильме увидите, что палубная доска у парусного корабля серая или чёрная, это значит, что декоратор и режиссёр не имеют ни малейшего представления о том, что такое порядок на флоте. Стыки конопатили смолёной паклей, чтобы доски не гнили, и вода не протекала вниз. Это всё легко имитируется простым чернением торцов плашек. Работа немного недоделана, но я полагаю, что лучше не торопиться, чем потом отдирать криво приклеенные доски. Вобщем, пока в таком состоянии, Надеюсь, в конце этой недели завершить кладку палубы и отшлифовать её, чтобы во время аврала матросы себе пятки не занозили.

Мда... что-то картинка не подшивается, отваливается при закачке. Попробую чуток попозже, может повезёт.

Odile
13.02.2017, 11:20
@Капитан, дело движется.:)
Картинку очень хочется посмотреть.:angel:

Ирис
13.02.2017, 11:37
@Капитан, очень интересно. И описываете хорошо весь процесс. Получится отличное руководство для менее опытных судомоделистов.:good2:

Капитан
13.02.2017, 17:17
Получится отличное руководство для менее опытных судомоделистов.
Не совсем так. Многое остается за кадром, потому что охватить весь процесс - это надо писать отдельную книгу. Кроме того, то, как я делаю, во многом зависит от доступности и разнообразия материалов. Как я уже упоминал, есть умельцы, что только из ученических линеек умудряются делать очень замечательные модели. Конечно, их процесс постройки может существенно отличаться в деталях.

Во, вроде удалось загрузить:

Odile
13.02.2017, 18:07
@Капитан, прямо на глазах растет.

Капитан
13.02.2017, 19:07
прямо на глазах растет.
Ну а как иначе. Кортошка на огороде тоже будет расти и колоситься, если её поливать и окучивать. Вот, кстати, до кучи ещё одно фото моей домашней пилорамы. Это я нарезаю плашки из кленового шпона, пока шпаклёвка сохнет на корпусе (там на заднем плане пытается в кадр залезть). Всё из подручных материалов, никакого супер-бупер механизма с ЧПУ:

Ирис
13.02.2017, 22:54
Многое остается за кадром
Всё равно очень полезный материал. Плашки для палубы - ювелирная работа - как Вы их укладываете, пинцетом?

Капитан
13.02.2017, 23:16
Плашки для палубы - ювелирная работа - как Вы их укладываете, пинцетом?
Не, тут пальцами можно обойтись. Хотя набор пинцетов у меня есть для разных манипуляций, но ими орудую когда надо добраться до какого-нибудь узкого места, куда пальцы не пролезут, ну или для совсем мелких деталей. Вот, например, фото со старых построек. Извиняюсь, что не совсем хорошо получилось - автофокус имеет своё мнение, куда ему настраиваться:

Lukas
13.02.2017, 23:25
@Капитан, отлично получается! :thumbs_up:

Степлер
13.02.2017, 23:29
@Капитан, просто прекрасно. )))

Капитан
13.02.2017, 23:40
Спасибо всем кому эта тема интересна. На самом деле, если даже делать в час по чайной ложке, то рано или поздно прогресс будет заметен. На эту тему вспоминается одна история, рассказанная знакомым экспедиционщиком. Как-то у них в глухой тайге спустило колесо у ГАЗ-66. Водитель снял колесо, сунулся за инструментами, но бортовки не нашел. "Ничего - говорит, - следом за нами другая машина едет. К обеду будет тут. У них наверняка есть инструмент, вот тогда колесом и займёмся". Сказал так и завалился спать. А тут ещё дождь накрапывает, погода мерзкопакостная. Народ палатку поставил, там сидят, чайник кипятят на примусе. Один только куда-то отлучился. Через час будит водилу:
- Вставай, колесом займись.
- Что, приехала вторая машина.
- Нет, но я тебе колесо разбортовал. Давай, камеру заклеивай.
Оказалось, что этот гражданин, который, к слову сказать, в технике не очень блистал сообразительностью, настрогал клинышков из палочек и подсовывая их между покрышкой и ободом таки сумел втихаря разбортовать колесо. Ну а когда вторая машина до них добралась, им осталось только накинуть покрышку, поставить колесо и можно дальше ехть. Вот так небольшими, но постоянными усилиями человек сумел сделать большое дело.

Ирис
13.02.2017, 23:57
фото со старых построек
Красота! На втором фото - это шпиль, или ошиблась?

Капитан
14.02.2017, 02:18
Красота! На втором фото - это шпиль, или ошиблась?
Всё правильно. Это шпиль - очень важный элемент судна. Его используют при подъеме якоря, для снятия судна с мели, при замене и ремонте рангоута (стеньги, реи) и т.п. Вобщем инструмент нужный и полезный в морском деле.

Mari
14.02.2017, 02:23
Когда у мужчины и руки, и голова на месте - это всегда радует!

Пусть всё задуманное реализуется как можно лучше!

Капитан
14.02.2017, 02:34
Пусть всё задуманное реализуется как можно лучше!
Спасибо! Так неторопясь построим флотилию и махнём в тропические широты открывать неизведанные острова в Микронезии :)

Mari
14.02.2017, 02:47
Я бы тоже с удовольствием. Тока детей ещё дорастить.

Мечта у меня - ближе к пенсии, когда мне будет где-нибудь 50 (сейчас 37) перебраться всё-таки к морю (я в Крыму родилась), так мне рядом хорошо с водой. Причём в любое время года. Я море разное люблю. Слушаю его не ушами, а сердцем. Так хочется маленькое гнёздышко и быть у моря рядом. Чтобы шум не машин и толп людей, а воды и деревьев. И много книг ещё. ))

добавлено через 2 минуты
Морем, как и небом, ИМХО - жить надо. Оно в тебе плещется или облака внутри плывут, а ты далеко так - не там, где надо. И маешься, всё вроде так, а не так. А на самом деле просто нужно настоящий дом свой найти.. И тогда всё в жизни будет правильно.

Velassaru
14.02.2017, 03:01
нужно настоящий дом свой найти
Дом там, где прекратились ваши попытки к бегству(с) ))

Разделяю твою увлеченность морем. Правда чётко понимаю, что жить там никогда не буду. Но всё равно даже мысли о нём волнуют.
Один день запомнился: обычный, погожий-хороший, вроде как никакой. Но я на берегу моря и видимо настолько на одной с ним волне и так всё гармонично и в природе, и в душе, что я...разревелась)))
Зато знаю что такое - реветь от счастья!


@Капитан, с удовольствием читаю эту тему, потому что в ней записки человека, увлеченного, профессионального и воплощающего свою мечту в жизнь. Это счастье - настолько найти себя.
Удачи и попутного ветра!

Капитан
14.02.2017, 05:55
Дом там, где прекратились ваши попытки к бегству(с) ))
Лучше так: "где я, там и мой дом". Такая формула открывает сто дорог перед тобой и каждая из них - твоя. Причём, никогда не заблудишься и не собъёшься с пути.

Это счастье - настолько найти себя.
А я ещё и на машинке могу... (с)

В детстве увлекался радиолюбительством, и как-то в одном литературном сборнике прочитал стихотворение "Радиолюбитель". Всё не помню уже, но там очень хорошо сказано про увлечённого человека:

Чем ты сегодня занят,
О, гражданин собрат.
Приёмник ли карманный
Надумал ты собрать?

Или какой-то даже
Магнитофон - бог весть!
Ведь всё это в продаже
В готовом виде есть.

А он не отвечает,
Он к шуточкам привык.
Паяет - не скучает,
Аж высунул язык.

Морем, как и небом, ИМХО - жить надо. Оно в тебе плещется или облака внутри плывут, а ты далеко так - не там, где надо. И маешься, всё вроде так, а не так. А на самом деле просто нужно настоящий дом свой найти.. И тогда всё в жизни будет правильно.
Знаешь, я по-настоящему заболел морем, когда однажды безлунной ночью, ещё когда ходил матросиком в экипаже, вышел на палубу яхты. Водная гладь - как зеркало. И в нём отражаются звезды, на небе они крупные - как виноград. Словами не передать. Такое ощущение, что ты в открытом космосе на межзвёздном корабле. И при этом полная тишина. Такие моменты бывают раз в жизни, но после того, как их пережил, уже бесповоротно что-то меняется в тебе. Наверное, это и есть такие мгновения, ради которых стоит жить: "Есть только миг между прошлым и будущим..."

Mari
14.02.2017, 19:56
Наверное, это и есть такие мгновения, ради которых стоит жить: "Есть только миг между прошлым и будущим..."

Да, так. :flirt:

Капитан
20.02.2017, 06:32
Итак, палуба уложена и отшлифована. Выглядит довольно бледновато, но в дальнейшем она пропитывается маслом и обретает очень даже приглядный вид. На более крупных масштабах моделисты также делают "гвоздевение" - имитацию гвоздей, которыми прибиваются доски палубы. Смотрится очень впечатляюще, но на моём масштабе для этого нужны уже дополнительные инструменты и материалы. Решил обойтись без этой экзотики. Возможно, что в дальнейшем все-таки попробую гвоздевать палубу. В самом деле, надо стараться каждый раз пробовать что-то новое, иначе работа начитает становиться механической и пустой, хоть бы и выглядела эффектно. Однако без движения вперёд невозможно в серьёз говорить о творчестве.

Застелив палубу, начал делать борта на баке и квартердеке. При этом немного напортачил - показалось, что внутренние станы слишком светлые, и я ещё раз прошёлся по ним морилкой. При этом немно затекло на плашки и окрасило их края совсем не кстати. Успокаивает только то, что эти места будут не видны на готовой мадели, так что косяк простителен. Пока оно всё в таком виде. Дальше собираюсь завершить борта и придать корпусу окончательную форму. Умышленно на борта использую довольно толстый материал - потом оно будет скругляться и обтачиваться в соответствии с обводами на теоретическом чертеже модели. Хотя если принять во внимание, что толщина бортов реальных парусных кораблей была десятки сантиметров, то в моём масштабе это уходит в 3-5 миллиметров, что выглядит вполне достоверно.

Ирис
20.02.2017, 10:30
Итак, палуба уложена и отшлифована.
Ювелирная работа! Палуба как настоящая.:good2:

Odile
23.02.2017, 16:40
@Капитан, как продвигается постройка судна?:-[

Капитан
23.02.2017, 17:41
как продвигается постройка судна?
Понемногу движется. Обычно в выходные у меня время для погружения в работу. На предыдущем фото видно, что вставки бортов сильно выступают за пределы корпуса - это специально сделано так, чтобы можно было придать округлую форму. Всё, что лишнее, надо опять-таки убират напильником и шкуркой.

Степлер
23.02.2017, 17:57
@Капитан, по твоей теме можно учиться, как это делать. )))
Как влюблённый в море, реки и прочие водоёмы человек, в твою тему погружаюсь с удовольствием. И когда-нибудь тоже попробую построить макет корабля, фрегата или галеона... А пока - прими в подарок для своей темы мою вышивку:


https://realax.ru/saveimages/2017/02/23/u9apzprkemljjsvrjdrv.jpg (https://vfl.ru/fotos/31f12b9b16208703.html)

Капитан
23.02.2017, 18:10
по твоей теме можно учиться, как это делать.
Трудно будет учиться, потому что соль в этом деле - это отдельные приёмы. Например, как собрать и склеить трап, детали которого всего 5-10 мм. Или как из дерева вырезать утку 2х3х5мм. Хотя, покумекав, можно самому придумать уникальный способ изготовления партии однотипной мелочёвки.

А пока - прими в подарок для своей темы мою вышивку:
Спасибо! Шикарный испанский галеон получился! Судя по констукции корпуса, это где-то 16-17 век - райская эпоха для всяких географических открытий. Если не секрет, что использовалось в качестве прототипа для вышивки?

Степлер
23.02.2017, 18:14
@Капитан, я вышила этот корабль в прошлом году, надо найти рисунок, который прилагался к схеме, и посмотреть, что за прототип. Я поищу и напишу! )))

добавлено через 59 секунд
Понимаю, что учиться трудно... Но я всегда любила модели судов, не могла пройти мимо магазинов и прочих мест, где они стояли в витринах. Так что... может быть, и решусь начать! )))

Капитан
23.02.2017, 18:52
я вышила этот корабль в прошлом году, надо найти рисунок, который прилагался к схеме, и посмотреть, что за прототип. Я поищу и напишу! )))

Понимаю, что учиться трудно... Но я всегда любила модели судов, не могла пройти мимо магазинов и прочих мест, где они стояли в витринах. Так что... может быть, и решусь начать! )
Что ж, если решишься на это дело, буду только рад помочь советом и методическими материалами. Кстати, в мире моделистов есть и женщины, которые делают весьма достойные модели. У них от природы психика больше приспособлена к кропотливой мелкой продолжительной работе. По этой причине в рукоделии они часто превосходят мужчин.

Степлер
23.02.2017, 19:07
Что ж, если решишься на это дело, буду только рад помочь советом и методическими материалами. Кстати, в мире моделистов есть и женщины, которые делают весьма достойные модели. У них от природы психика больше приспособлена к кропотливой мелкой продолжительной работе. По этой причине в рукоделии они часто превосходят мужчин.

Спасибо! )))
Да, именно кропотливую работу я и люблю. Поэтому увлеклась вышиванием. ))) Делаешь что-то сложное, тихо играет музыка, при этом можно думать о чём-то своём, сюжет повести обдумывать, например, что я и делаю обычно в такие минуты. ))
Руки работают - душа отдыхает, нервы спят. И в итоге - красота получается. ))

Капитан
23.02.2017, 19:53
Руки работают - душа отдыхает, нервы спят. И в итоге - красота получается.
ВО! Вот это именно то, что и меня привлекает во всяких рукодельных затействах. Только у меня не музыка фоном идёт, а какой-нибудь фильм про парусную эпоху для более полного погружения. Вот сейчас, например, смотрю 4-серийный испанский фильм "Caraibi" - "Карибские пираты". На очереди - "Рыжая борода" - комедийная пародия на фильм "Чёрная борода", (не путать с Куросавской драмой "Рыжая борода", где Тоширо Мефуне играл врача богадельни для бедняков).

Вообще, рукоделие - это своего рода, активная медитация, где надо очистить своё сознание от всякого постороннего шлака, иначе работу очень легко запороть. В этом плане, работа руками может оказаться весьма полезным инструментом самопознания. Помимо микромоторики, тут ещё развивается и воля, умение продолжительно концентрироватсья на чем-либо, синхронизируется работа тела и сознания. Заодно и проверяется, насколько соответствкет наше миропонимание реальности - то, сколь близко получилась наша задумка тому, что сделано в конечном счёте. Чем выше мастерство, тем меньше расхождение. Но, конечно, это ни в коем случае не панацея, а так, один из дополнительных очень мощных иструментов.

Odile
23.02.2017, 19:56
@Капитан, главное, душа при этом отдыхает.:)

Степлер
23.02.2017, 19:59
ВО! Вот это именно то, что и меня привлекает во всяких рукодельных затействах. Только у меня не музыка фоном идёт, а какой-нибудь фильм про парусную эпоху для более полного погружения. Вот сейчас, например, смотрю 4-серийный испанский фильм "Caraibi" - "Карибские пираты". На очереди - "Рыжая борода" - комедийная пародия на фильм "Чёрная борода", (не путать с Куросавской драмой "Рыжая борода", где Тоширо Мефуне играл врача богадельни для бедняков).

Вообще, рукоделие - это своего рода, активная медитация, где надо очистить своё сознание от всякого постороннего шлака, иначе работу очень легко запороть. В этом плане, работа руками может оказаться весьма полезным инструментом самопознания. Помимо микромоторики, тут ещё развивается и воля, умение продолжительно концентрироватсья на чем-либо, синхронизируется работа тела и сознания. Заодно и проверяется, насколько соответствкет наше миропонимание реальности - то, сколь близко получилась наша задумка тому, что сделано в конечном счёте. Чем выше мастерство, тем меньше расхождение. Но, конечно, это ни в коем случае не панацея, а так, один из дополнительных очень мощных иструментов.
О, надо мне скачать этот сериал! Ты можешь дать ссылку? ))
Под телевизор тоже часто вышиваю. Одним глазом иногда на экран посматриваю. ))
Я до января прошлого года работала внештатным редактором художественной литературы, сидела на детективах. Потом муж сказал - хватит работать, отдыхай, вот я и увлеклась вышиванием. )) Помогает отдыхать в процессе написания повестей (я член Союза писателей).
Хорошая медитация - ручной труд, лучшей и не придумаешь.

Капитан
23.02.2017, 20:13
главное, душа при этом отдыхает.
Она не просто отдыхает - она раскрывается и уносится в безбрежные глубины своих мечтаний. Куда рациональный ум заглядывать боится. А потом вдруг махнёшь рукой на все условности, соберёшь из простыней и трубок от раскладушки самолёт и будешь летать среди стаи местных голубей. Романтика!!! И начхать, что на педальной тяге. Главное - что мечта воплотилась в реальности :)

добавлено через 1 минуту
О, надо мне скачать этот сериал! Ты можешь дать ссылку? ))
Он на ютубе есть - там в поиске задать "Caraibi 1999", все серии подряд идут.

Степлер
23.02.2017, 20:32
@Капитан, спасибо! )))

Lukas
23.02.2017, 20:43
@Капитан, отличная работа. :thumbs_up:
У меня есть знакомый, который тоже моделирует еще с института корабли, викингов, оружие. Очень интересно получается.

Капитан
27.02.2017, 07:56
Известно, что дом строят обычно снизу вверх, дорогу - от города в даль. А вот модель строят изнутри наружу. То есть сперва изготавливают внутренние части и детали, а потом уже всё, что вокруг. Дело в том, что потом труднее подобраться к внутренним частям, что усложняет установку и отделку. Там и у меня, прежде чем начать делать борта вокруг палубы, предварительно надо сделать обшивку тех бортов, которые обращены внутрь открытого палубного пространства. Это - задняя стенка бака и передняя стенка квартердека. Чтоб матросам проще было попадать во внутренние помещения, там должны быть двери. На модели достаточно сделать имитацию их, потому что открывать их не предвидится. Работа эта не очень напряжная, главное, как всегда, не спешить и примерять каждую деталь, прежде чем окончательно посадить на место.

На прилагаемых чертежах в стенке бака сделано 5 створок дверей, что, на мой взгляд, слишком опрометчиво. Дело в том, что помещение там не очень большое, расположено там много чего - две пушки, камбуз с печкой, да еще и мачта с бушпритом тоже заведены туда. Так что большой поток матросов там быть не может. Кроме того, дверь по центру просто ни к селу ни к городу, потому что как раз напротив неё установлена шлюпка. Решил сделать две двери, да простят мне изготовители чертежей. Расшивку сделал одинаковой для обеих стенок. В качестве материала пустил черешню. Она сама по себе выглядит бледновато, но пропитка маслом сделает её очень выразительной.

Степлер
06.03.2017, 15:02
@Капитан, добрый день. ))
Я обещала найти схему, по которой вышивала корабль. Нашла - увы, там не указано, какой именно корабль послужил прототипом рисунка. Просто написано: испанский галеон начала 16 века.

Капитан
06.03.2017, 20:22
@Капитан, добрый день. ))
Я обещала найти схему, по которой вышивала корабль. Нашла - увы, там не указано, какой именно корабль послужил прототипом рисунка. Просто написано: испанский галеон начала 16 века.
Понятно. Что испанский - это по расцветкам флагов видно, а 16-й век - это особенности конструкции корпуса. Я тоже пробовал найти на гравюрах что-то похожее. Весьма возможно, что это корабль из кругосветной экспедиции Магеллана, но не "Виктория", на котрой он сам капитанствовал. Конструкция кормы отличается. Во всяком случае, всё равно спасибо :)

А я пока продолжу немного том, как продвигается дело судостроения на моей домашней верфи. Сделано немного, но работа довольно мелкая, которая не очень любит торопливости. Как я уже показывал, двери во внутренние помещения сделаны, но чтобы пользоваться ими, надо добавить ручки и петли. Для этого использовал тонкую медную жесть 40-летней выдержки в кладовке и проволоку из старого трансформатора. Детали получились мелкие - на фото можете сами оценить, приняв за базовый размер ширину доски двери - 2,3 мм. Вышк был вопрос о том, использовался ли пинцет при укладке палубного настила, там он не нужен, потому что не такая мелкая работа, чтоб его использовать. Но вот для наклейки петель и дверных ручек, опять он не годится, потмоу что работа более тонкая, чем это можно сделать при помощи пинцета. Да и не будут надёжно держаться им металлические детали. Петли наладываются на кусочек прозрачной липкой ленты, намазываются крошечной капелькой суперклея и потом быстро и аккуратно прижимаются к нужному месту. Прозрачная лента позволяет точно позиционировать деталь, а суперклей почти сразу прихватывает её. Несколько секунд и деталь намертво посажена на подобающее место. Тут уже нельзя ошибаться, иначе придется отдирать её, зачищать испачканное суперклеем место и с самого начал повторять работу.

Когда закончено с навешиваанием дверной фурнитуры, осталась небольшая работа - обеспечить матросам доступ на крышу полубака. Обычно хорошие лесницы с перилами устанавливали там, где ходят офицеры и прочая "белая кость". Простых матросов роскошью не баловали и вместо парадных лесниц им просто приколачивали ступеньки к вертикальной стенке. Супеньки мелкие, поэтому, чтобы более менее ровно приклеить их на положенное место, используется небольшой вкладыш нужной толщины. Он же позволяет соблюсти горизонтальность и параллельность ступенек по разные стороны от дверей. На фото хорошо видно, как такая простая приспособа позволяет собирать мелкие детали без заметных перекосов.

Капитан
20.03.2017, 05:23
В хорошую погоды на любом корабле ходить сплошное удовольствие. Но когда волны и ветер начинают безобразничать, тут не до жиру - быть бы живу. На палубу матросы воходят только в случае крайней необходимости, да и то обязательно в спасжилетах и пристёгнутые страховочным концом ко всему, до чего только рука может дотянуться. А не то ведь запросто сыграют за борт, ищи их потом в неспокойном море, вытаскивай. И ведь некоторым хоть кол на голове теши, а всё равно на каком-нибудь правиле безопасности пытаются съэкономить. Для уменьшения вероятности вываливания экипажа и пассажиров за пределы корпуса судна, по всему периметры палубы ставится специальное ограждение - релинги. Ну народ более-менее образованный сейчас, воды побаивается, поэтому ограждения нередко получаюстя символические. Но в старину, судя по бортовым ограждениям, народ был вообще безалаберный. Ну а как ещё объяснить, что высота бортов была за 2 метра и толщиной полметра? Такую преграду и с разбегу-то не просто взять, так что на старинных судах случайное вываливание за борт было сведено к минимуму. Кроме того, высокий и толстый борт препятствовал и обратному - случайному попаданию на палубу инородных тел, как то вражеских ядер, пиратов и туземцев-людоедов. Так что к бортам требования предъявлялись довольно высокие.

На моей модели толщина бортов предполагется 3-5мм. Для этого использовал липовый шпон толщины 7мм, который потом сошлифовывается до требуемой толщины. Но предварительно им необходимо придать небольшую выпуклость. С этой целью шпон замачивается, а потом высушивается зафиксированный струбцинами и вкладышами, для придания необходимой кривизны. После этого с внутренней стороны он обшивается опять же черешневыми дощечками для имитации досок и устанавливается на положенное место. Наиболее трудоёмкая работа в этом этапе - подгонка краёв бортовых вставок. Надо чтобы они сидели плотно, но с минимальными зазорами. Вроде получилоь более-менее ровно посадить. После этого идет процесс завершения обдирки и шлифовки корпуса. Если есть какие-либо каверны или щели, они шпаклюются, и поверхность ровняется шкуркой. Шкурку очень полезно накладывать на ровный брусок из мягкой древесины, иначе поверхность корпуса получится волнистой. А оно нам надо? Вобщем, получается вполне приемлемо, ещё бы времени побольше было б, чтоб сильно не затягивать этот процесс. Вроде на сейчас основные части корпуса собраны и дело идёт за окончательной доводкой и дошлифовкой очертаний корпуса судна. Тут я не люблю спешить. Пошлифовал немного, смыхнул пыль - провел рукой. Ладонь всенепременно найдет мельчайшие неровности, которые глазом-то не всегда уследишь. Потом это подровнял, дальше смотришь. Постепенно корпус ассимптотически принимает требуемые обводы. Немножко пыльно получается, ну потом в конце перед пропиткой лаком это всё чистится.

Velassaru
11.05.2017, 20:54
@Капитан, как движется процесс кораблестроения?)