PDA

Просмотр полной версии : Я-концепция


Mari
06.12.2008, 18:22
Помещаю сюда материалы из темы по биоэнергетике. В систематизированном виде и подробненько.

Понятие «Я» - одно из старейших философско-психологических понятий, его категориальный статус остаётся крайне неопределённым, и такие термины как «самость» (self), «идентичность», «Эго», и «Я» употребляются в самых различных значениях. Эти трудности не являются чисто терминологическими. Понятие «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В то же время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым (например, классовое самосознание). Самое общее значение термина «Я» - интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость – это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания.

Как бы ни определяла наука понятие «Я», оно всегда остаётся двойственным. Как определял ещё И. Кант, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:
1) «Я» как субъект мышления, оценки, анализа окружающей действительности 2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства. Первое «Я» обычно называют активным, действующим, субъектным или экзестенциальным «Я» («Эго»), а второе – объектным, рефлексирующим, феноменальным, категориальным «Я» или «образом Я».

М. Розенберг выделяет следующие главные типы образов «Я»:
1) Наличное «Я» - каким индивид видит себя на данный момент
2) Желаемое «Я» - каким индивид хотел бы себя видеть
3) Представляемое «Я» - каким индивид показывает себя другим.

У личности психически нормальной, всё это органично сочетается в «Я-целое», которое выполняет множество функций: это контроль за движением и восприятием, испытание реальности, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление, отталкивание и удовлетворение влечений, объективное познание и искажение, сопротивление и устранение сопротивлений, … масса всего.

Когда между вышеприведёнными тремя ОБРАЗАМИ «Я» начинается разлад, увеличивается дисгармония, несоответствие друг другу. Для решения этих внутренних конфликтов мозг запускает защитные механизмы сохранения «Я» - сохранения ОСНОВЫ самоидентификации и сомоосознания. Защитных механизмов масса. Это и формирование фальшивого «Я», деперсонализация, беспомощное «Я», расщепление «Я», ложное «Я» (не то же самое, что фальшивое), механизм сохранения собственного «Я» за счёт изменения «Я» другого человека.

Например, когда человек не способен сформировать чувства, направленные на самого себя, он прибегает к деперсонализации собственного «Я» - человек всячески избегает ситуаций, которые обнажили бы его внутренний конфликт, старается стать как можно более «незаметным» - раствориться в «серой массе». Такой человек начинает считать, что в «мире полном опасностей, быть потенциально видимым объектом – значит потенциально подвергаться опасности». Он себя не оценивает, либо оценивает слишком низко, иногда считает, что не достоин жить на этом свете, либо «отрывается» от реальности, уходит в альтернативное существование, часто «пороки» - алкоголь, наркотики и пр. Другое часто встречающее умственное расстройство в следствие дисгармонии «Я» и нарушений связей между «Я»-составляющими – это множественная личность: в едином организме развиваются 2 или более личностей, с соответствующими им моделями реагирования, поведения, бывает даже с разными системами ценностей. Часто расщепление «Я» сопровождается амнезией. Одна субличность не помнит, что делала другая. Более того, порой ни одна из субличностей не знает о присутствии другой. Человек живёт то одной моделью, то другой.

Еще мне кажется интересным классификация на «Я» воплощённое. И «Я» невоплощённое.
Каждый человек переживает самого себя как сложным образом связанного со своим телом. При обычных обстоятельствах, в той степени, в которой человек ощущает своё тело живым, реальным и субстанциональным, он ощущает себя живым, реальным и субстанциональным. Большинство людей чувствуют, что они начались тогда, когда началось их тело, и что они закончатся, когда их тело умрёт. Такая личность переживает себя как ВОПЛОЩЁННУЮ… Однако существуют индивидуумы, которые живут, не будучи погружёнными в свои тела, а скорее обнаруживают себя, как всегда и обнаруживали, некоторым образом отстранёнными от тела. Они не отождествляют себя со своим телом и считают его (тело) временным прибежищем своего «Я» или своей души. Такой человек может говорить о себе как о более или менее «невоплощенном». Здесь мы имеет основополагающее различие в жизненных позициях «Я». Если воплощение и невоплощение всегда была бы завершены в обоих направлениях, у нас бы было 2 разных образа человеческого бытия. Большинство людей может считать первых нормальными и здоровыми, а последних – ненормальными и паталогичными. В данном исследовании подобная оценка совершенно неуместна. С определённых точек зрения можно считать воплощение желательным. Вполне вероятно предположить с другой точки зрения, что индивидуум должен попытаться выпутать себя из тела и тем самым достичь желаемого состояние невоплощенной духовности...
Воплощённая личность ощущает, что состоит из плоти, крови и костей, что она биологически жизнеспособна и реальна: такой человек осознаёт себя субстанциональным. В такой же степени, в кокой он находится «в» своём теле, он ощущает личную непрерывность во времени. Он будет переживать себя как подверженного опасностям, угрожающим его телу: опасностям нападения, болезней, смерти. Он «впутан» в плотские желания, удовольствия и расстройства тела. Таким образом, у индивидуума в качестве отправной точки есть переживание своего тела как основания, на котором он может быть личностью вместе с другими людьми.
Невоплощённый ощущает своё тело как объект среди других объектов в этом мире, а не как ядро собственного бытия себя как индивидуума. Тело ощущается ядром «ложного Я», на которое отстранённое, развоплощённое, внутреннее «Я» взирает с нежностью, изумлением или ненавистью – в зависимости от случая. Функциями этого «Я» становятся наблюдения, оценка и критика того, что тело переживает или делает под контролем разума, и об этих операциях говорят как о чисто «ментальных». Невоплощённое «Я» становится гиперсознанием. Оно развивает с собой и с телом отношения, которые могут стать весьма сложными. Бывает постоянное и временное «отсоединение» от «тела». Временная «невоплощённость» созидательно воздействует на «Я» в целом – она «поднимает» человека над земным, освобождает и открывает разум для различных новых пониманий, ощущений, иррациональных навыков. Постоянная же «невоплощённость» чревата психическими расстройствами, если это не результат особого образа жизни и особого состояния психики человека (имеются в виду различные отшельники, просветленные, святые и пр. )

В целом осознание и чувствования собственного «Я» - это ни что иное, как осознание СОБСТВЕННОГО БЫТИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ. А насколько «Я» является отражением мира и насколько мир является отражением «Я» - это уже совсем другие вопросы. Это уже не столько осознание своего «Я», сколько позиционирование себя как индивида.

(Материалы из книги: «Самосознание и защитные механизмы личности» Самара, 2008 г.)

Сава
07.12.2008, 19:07
Я так понимаю, книга не является классическим трудом по психологии. Прочитав тему и содержание, снова запуталась ибо "Я-концепция" в классической психологии цитирую: "относительно устойчивая система представлений человека о себе" . Ето кратко. Но, кстати тоже, с "реальным, идеальным и социальным Я" .
Название книги, а также описание "воплощенное-невоплощенное я" отсылает нас к нестандартным методикам осознания своего "Я"
Все верно поняла?

Mari
09.12.2008, 18:16
Сава, классического труда по психологии вообще нет. Как и по философии кстати. Есть разные школы, разные труды - наиболее толковые из них наиболее популярны. Что ты подразумеваешь под классикой психологии?

Для меня классика это школи психоанализа - Юнг и само собой Фрейд. Далее школа гештальт-терапии - Перлз. Бихевиаризм - немцы. Главного забыла. ЗАтем "природники" - вроде Спинозы, "цивилизационщики" вроде Э. Фромма. Экзестенциалисты - Киркегор. НЛП - не знаю их лидера. Дальше пограничные вещи - саентология, соционика, та же биоэнергетика.
Я не представляю, каким может быть КЛАССИЧЕСКИЙ ТРУД. У всех этих людей свои системы, свои понимания. Кто из нас может выделить, что более верно? Думаю, что никто.

Может, ты имела в виду классическую хрестоматию - с главами-статьями каждой из этих основных школ? Если да, то у меня как раз хрестоматия. Но не хрестоматия вообще, а именно подборка по "Я-концепции" и защитным механизмам. Толстенная книга в 651 страницу, я тока 1/6 где-то пока осилила. Кстати у вас - в Самаре издана. Из тех, кто вошёл в хрестоматию: Р. Лэнг (как раз специализировался на "Я-образах", самосознании и пр.), Р. Бернс, И. Кон, Фромм, Фрейд, Блюм, Гоффман. По механизмам защиты Г. Тарт. ИМХО- вполне грамотная книжица.

Про "Невоплощенное "Я" Р. Лэнг. На счёт нестандартности его методик я тебе не скажу - не знаю, Как он экспериментировал и как собирал эмпирический материал. Но взгляд нестандартный на "Я" у него точно. Поэтому я им и дополнила стандартный материал про "Три "Я"". Эту триаду можно и такими терминами назвать, как ты назвала, и такими, как я выше. Суть, к счастью, от этого не меняется - хотя бы в этом разные школы более-менее едины. Тока понятийный аппарат у каждой из них разный. А про "воплощённое и невоплощённое "Я"" - это для меня стало открытием. Я в таком ключе не думала. Потому - в общем - вам и показала - посчитала интересным.

Сава
09.12.2008, 18:58
классического труда по психологии вообще нет
ага, и дипломированные психологи - это мираж.
есть определениее "классики психологии" . Зинченко, Гиппенрейтер, Лурия, Выготский, Адлер и иже с ними. И Фрейд, кстати тоже "классик" ;)
Классическая психология - эдакая сборка информации на взгляды различных школ психологии, только и всего.
Тока понятийный аппарат у каждой из них разный.
да-да, именно в этом все различие.
Я не представляю, каким может быть КЛАССИЧЕСКИЙ ТРУД.
Существуют общепринятые "классические" :) (ну извини) труды. Принадлежащие перу разных авторов, разных направлений. Грубо говоря, то, что "должен знать каждый".
Я теперь поняла. Это не являлось кончпектом одной книги. Просто ты обзорно дала информацию.

На счёт нестандартности его методик я тебе не скажу - не знаю, Как он экспериментировал и как собирал эмпирический материал.
жаль :(

True
09.12.2008, 19:12
Я теперь поняла. Это не являлось кончпектом одной книги. Просто ты обзорно дала информацию. Хм... Тут же есть источник:
(Материалы из книги: «Самосознание и защитные механизмы личности» Самара, 2008 г.) :scratch:

добавлено через 1 минуту
Или я потерял нить беседы и речь была о посте? :hz:

Сава
09.12.2008, 19:14
речь была о посте
истинно.

True
09.12.2008, 19:15
Короч, я удаляюсь, чтоб не быть слоном в посудной лавке. :-[
Я себя и судить, и беседовать с собой могу, мне этого достаточно. :) Слишком сложно - строить трёхметровые теории для повседневного применения, мне хватает логики и интуиции.)

Mari
09.12.2008, 20:37
Классическая психология - эдакая сборка информации на взгляды различных школ психологии, только и всего.

Сборка - это и есть сборка. Это хрестоматийная психология - о чём я и говорила. А термин "классическая" - это для меня как бы общепризнанная, считающаяся истинной. В таком ключе говорить о классике психологии бессмысленно. Истина для каждого то, во что он верит. О классике отдельных школ - строго ИМХО - есть смысл говорить. Допустим - Фрейд - классик психоанализа. Перлз - классик гештальт-психологии.

Кароч у нас с тобой, наверное, просто понятийное разногласие. Я признаю психологию "хрестоматийную", "классика психологии" вообще для меня нежизнеспособное словосочетание. А ты, видимо, то, что я называю "хрестоматийностью" называешь "классикой". Блин - как обычно - мы с тобой подходим к одному и тому же, но с разных сторон. :hihi:

Сава
09.12.2008, 20:42
Терминологическое разногласие :)

Allegra
10.10.2013, 20:48
Я-концепция - понятие умозрительное и абстрактное, содержащее в себе ту часть характера человека, которая включает в себя его отношение к собственной личности и ее проявлениям.
Это уже не столько осознание своего «Я», сколько позиционирование себя как индивида.
Довольно странное высказывание, учитывая, что эти процессы неразделимы.

Карамель
27.07.2017, 23:53
М. Розенберг выделяет следующие главные типы образов «Я»:
1) Наличное «Я» - каким индивид видит себя на данный момент
2) Желаемое «Я» - каким индивид хотел бы себя видеть
3) Представляемое «Я» - каким индивид показывает себя другим.
У личности психически нормальной, всё это органично сочетается в «Я-целое»
О Боги ! у меня разлад ...
Когда между вышеприведёнными тремя ОБРАЗАМИ «Я» начинается разлад, увеличивается дисгармония, несоответствие друг другу. Для решения этих внутренних конфликтов мозг запускает защитные механизмы сохранения «Я» - сохранения ОСНОВЫ самоидентификации и сомоосознания. Защитных механизмов масса. Это и формирование фальшивого «Я», деперсонализация, беспомощное «Я», расщепление «Я», ложное «Я» (не то же самое, что фальшивое), механизм сохранения собственного «Я» за счёт изменения «Я» другого человека.

Mari
28.07.2017, 03:28
О Боги ! у меня разлад ...
Цитата:

С чего ты взяла?

Карамель
28.07.2017, 10:51
@Mari, во мне живут три разных человека :hihi:

Шпилька
28.07.2017, 10:55
@Mari, во мне живут три разных человека :hihi:
А то ты не догадывалась?)))

Карамель
28.07.2017, 10:57
@Шпилька, не то, чтобы догадывалась :D
всех троих пасу неусыпно :D

добавлено через 36 секунд
и всё равно в кучу не могу собрать :D

КрыlО
28.07.2017, 10:58
разлад ...
как только появляется внешнее противное обстоятельство,
вся наша внутренняя компания объединяется в "фальшивое", но агрессивное "Я"
(типа - армиЯ ))

Шпилька
28.07.2017, 11:33
@Шпилька, не то, чтобы догадывалась :D
всех троих пасу неусыпно :D

добавлено через 36 секунд
и всё равно в кучу не могу собрать :D

Ващет их 8)))

ОБморОК
28.07.2017, 13:37
Неверный ориентир) Если все время пытаться быть не хуже других или лучше других-измучаешься)
Вот и исток противоречий

Mari
28.07.2017, 20:30
Ребят, не путайте "Я" и внутренние субличности - они как грани или точнее частицы вашего "Я": критик, саботажник, адвокат, лекарь, утешитель и пр. пр. пр. По чертам, которые вы чаще всего проявляете в отношении себя и других, можно много субличностей найти в себе. Но "Я" шире и целостней, это совокупность и субличностей, и внутренних процессов, и концепций, принципов, реакций... "Я" - личность в развитии.

Танат
28.07.2017, 20:47
Я — суть Вселенной!
Я её — апофеоз!
Гипофиз всех систем!
Смысл заповедей и законов!
Что без меня
И Альтаир, и Орион
так… нищета.
Я — Вечность!
Я — Тотальность!
Нет глубже Глубины!
Реальней нет Реальности!

Velassaru
28.07.2017, 20:50
Если для Я мир существует пока существует Я, можно ли считать что Я - апофеоз мира?))

Танат
28.07.2017, 20:54
@Velassaru,
Это мой стих) Это - пародия)
А теперь представь, что я этого не уточнил...
Какие выводы можно сделать о Танате в таком случае?)
Дао, о котором говорят, как о истинном Дао, есть лишь тень Дао...
Разве нет?))

Velassaru
28.07.2017, 21:03
@Танат, то что пародия - понятно же)
за авторство респект!
а так-то эго раздутое до размеров Дао вместе с проекцией тени Дао ))


И всё-таки вопрос остается:
имеет ли значение масштабность мира и реальности, если с полным исчезновением (а такое вообще возможно?) отдельно взятого разума, мир выключается?

Танат
28.07.2017, 21:11
@Velassaru,
Это, как говорится, вопрос веры)
Кто во что верит - так то с ним и случается.
Это конечно вызывает смех у высоколобых интеллектуалов.. да и обыватели не особо в это верят...
Но... в этом то "НО" и вся загвоздка))

добавлено через 3 минуты
А впрочем...
С внешним миром всё обстоит точно так же как и с внутренним миром человека.

Velassaru
28.07.2017, 21:13
@Танат, да, но ...)

мир существует пока ты его воспринимаешь. перестаешь воспринимать - всё.
каждый носит в своём уме по индивидуальному я-космосу?))

кстати, а когда перестаешь воспринимать - теоретически теории струн тоже пшик?)

Карамель
28.07.2017, 21:16
Ващет их 8))) почему 8 ?

М. Розенберг выделяет следующие главные типы образов «Я»:
1) Наличное «Я» - каким индивид видит себя на данный момент
2) Желаемое «Я» - каким индивид хотел бы себя видеть
3) Представляемое «Я» - каким индивид показывает себя другим.
вот же

Танат
28.07.2017, 21:18
@Velassaru,
Ты впадаешь в солипсизм!))
А ты в курсе, что у философов есть два страшных ругательства, ну как у уголовников))
С уголовниками всё понятно - это знают даже школьники начальных классов)))
А у философов это: СОЛИПСИСТ и ЭКЛЕКТИК!!
Страшнее нету, если так назовут)))))))))))

добавлено через 47 секунд
@Карамель, Привет)

Velassaru
28.07.2017, 21:20
@Танат, ну а почему бы и нет? мне нравится ? ))

добавлено через 13 секунд
ЭКЛЕКТИК!!
ваще обожаю!

Карамель
28.07.2017, 21:21
@Танат, привет ! где всё пропадаешь ? )

Танат
28.07.2017, 21:23
@Velassaru,
Ну, ты ж не академик.. тебе можно Кузена с Неру смешивать))
А академикам низзяя) Их за это... третируют... не хуже чем на зоне))))))

Velassaru
28.07.2017, 21:25
@Танат, ты первый зерно солипсизма бросил! я просто клюнула :biggrin2:

Танат
28.07.2017, 21:28
@Карамель,
Жильём занимаюсь...)
Ох нелёгкая это работа - построить себе в России жильё.. не какое-нибудь, а о каком всю жизнь мечтал.. и чтоб денег на это хватило))

добавлено через 2 минуты
@Velassaru, ага)
Я сам не безгрешен) Лао-цзы с Ницше смешиваю... и софистов добавляю))

Карамель
28.07.2017, 21:34
@Танат, для этого надо все свои Я в кучу собрать :D

Танат
28.07.2017, 21:37
@Карамель, )))
И добавить любимую тёщеньку)))
Вот тёща, если она вас не ненавидит - двигатель прогресса!!!!))
И строительных работ.. хахахахахах

Карамель
28.07.2017, 21:37
@Танат, с тёщей в контрах ?

Танат
28.07.2017, 21:41
@Карамель, ..
Она меня не сильно критикует! А это - огромный ПЛЮС.
Поэтому я её зову исключительно - ТЁЩЕНЬКА!!!
И всё нормально.. ))

Mari
29.07.2017, 00:56
Если для Я мир существует пока существует Я, можно ли считать что Я - апофеоз мира?))
Я как "капуста" :D
1. оболочка Я-тело,
2. Я-рассудочное: осознаваемое себя разумом как личность
3. Я-душа
4. Я-дух. A точнее уже просто дух- серединка, очищенная от всех прочих оболочек-листиков - менее важных частей Я.
То есть не вполне верно допущение, что "для Я мир существует, пока существует Я", так как наиважнейшая часть Я -
ядро - дух - существует всегда, как живая энергия -
часть Божественной первоосновы бытия, вне зависимости от того, сколько жизней отмеряно душе до полного прекращения цикла перерождений.

Velassaru
29.07.2017, 00:59
дух - существует всегда, как живая энергия -
Страшно-то как)) мы в ловушке эманации?)

Ну допустим. Тогда приходим к тому, что разум духа (не путать с бесполезным разумом мозга) - это тоже не наше, а всеобщее. Так?)

Карамель
29.07.2017, 01:07
@Mari, жашь, что люди не помнят себя в предыдущих жизнях ((
по сути жизнь одна.

Mari
29.07.2017, 01:12
разум духа
вселенский разум имеешь в виду?

B общем да, но - когда мы здесь - в теле - тяжело докопаться до этих знаний/пониманий. Тело - самая "грубая", толстокожая оболочка нашего Я. Частично помнят по-настоящему одарённые экстрасенсорными способностями. И те люди, у которых сильно то самое "шестое чувство" - вроде как интуиция, но масштабней. просто знаешь откуда-то, что вот надо так, а не иначе или что именно вот эта душа - тебе родная, любимая. A понять, откуда это знание в тебе -
не можешь.

Карамель, есть часть тренеров, которые проводят реинкарнационные погружения, тогда вспоминаешь себя - и своих близких из прежних жизней. Или какие-то важные истории оттуда, которые помогают понять уроки этой жизни. Но - моё личное мнение - не всё сокрытое нужно знать. Может крышняк отъехать.

Карамель
29.07.2017, 01:19
@Mari, но интересно же было быть жить, помня предыдущее.

Mari
29.07.2017, 01:20
по сути жизнь одна.
Именно - в этом и соль. Поэтому лучше жить так, чтобы как можно меньше грязи в себе таскать. Если не в этой жизни, так в следующей отмываться придётся. Расчёт по заслугам будет непредвзятый и "как в аптеке". Причём оплачивает "тяжёлые" счета весь род, порой... Но и награды приходят за "хорошие жизни" тоже щедрые. Равновесие. Не справедливость, которой так жаждят, обычно, люди, а равновесие.

ИМХО, конечно, как и всегда.

Карамель
29.07.2017, 01:25
@Mari, не всегда получается жить правильно в угоду другим.
и так в каждой жизни себя придётся ограничивать ((( чтобы не дай там что...
а как же собственное Я ?

Mari
29.07.2017, 01:29
@Карамель, смотря что... ХЗ. A если бы ты вдруг вспомнила, что котят топила жестоко, и поэтому теперь твой урок их любить. Или узнала бы, что кто-то из рода очень воровал и поэтому теперь Bселенная всему роду денежный поток прикрыла - бейся - не бейся. Был бы стимул карьерного роста, к примеру? Или ты вспомнила бы вдруг такую любовь - прям небесную и узнала, что в этой жизни прошла мимо этого человека и он уже с другой или вообще умер... Иногда люди вспоминают какие-то страшные события, что сгорели живьём, к примеру, и их начинает в этой жизни трясти от "зажигалки" даже. Или - бывает - узнают, что сделали несколько абортов и поэтому в этой жизни возможность материнства перекрыта и нужно ходить - отмаливать долго те грехи. A иначе ребёнка не будет и т.д. Не - интерес может боком выйти. Я рискнула 2 раза только на погружения - и то -
под конкретные запросы, а не в целом - побродить... Стрёмно, если честно.

добавлено через 2 минуты
не всегда получается жить правильно в угоду другим.
Нет, конечно. Зачем в угоду. Задача у каждого своя. И правильно - это так, как нужно именно твоей душе. У кого-то, к примеру, задача может стоять как раз познать любовь к себе, саморазвиться, раскрыть там свой талант какой-то... Bерно то, что твое сердце считает истинным.

Степлер
29.07.2017, 02:36
Ощупала всю себя со всех сторон.:crazy::D
Я одна. Не растроилась, не расчетверилась... :rolf:
))))))))))))

Mari
29.07.2017, 02:41
@Степлер, и слава Богу. Ты такая одна единственная! И нужна нам в целости и сохранности.

Степлер
29.07.2017, 17:26
@Степлер, и слава Богу. Ты такая одна единственная! И нужна нам в целости и сохранности.

Йес, мэм. И ради вас, и ради себя сохраню свою цельность.:D