PDA

Просмотр полной версии : Создание Государства Российского


Арвен
29.06.2009, 08:04
"Повесть временных лет". Нестор летописец
Летописи - явление чисто русское, уникальное для мировой культуры. Само это слово происходит от древнерусского слова "лето" - год. Из года в год в монастырях или при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве или в отдельном княжестве (местные летописи). Древние тексты много раз переписывались, объединялись в летописные своды, их дополняли рассказами о событиях более поздних, современниками которых были переписчики. Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немногие из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне пожаров, при вражеских набегах и междоусобицах. Известно, например, что в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша на Москву, в город свезли из окрестных селений и монастырей многие тысячи книг - столько, что кремлёвские церкви оказались забиты ими под самые своды. Вс они сгорели при пожаре.
Древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 г. на пергаменте - обработанной телячьей коже. Она называется Лавреньевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. Как и многие другие, эта летопись опирается на боле древние тексты, в частности в неё входит крупнейший памятник летописания "Повесть временных лет", созданная в начале XII в. По словам академика Д.С. Лихачёва, "никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёной пытливости и литературного умения". Большинство учёных считают составителем "Повести" монаха Киево-Печёрского монастыря Нестора. Об этом человеке известно очень мало. Нестор (около 1050 г. - начало XII в.) постригся в "чёрно-ризцы" в 70-е гг. XI в., затем был возведён в сан дьякона. Его перу принадлежат "Житие Бориса и Глеба" и "Житие Феодосия" - основателя и игумена Киево-Печёрского монастыря. Но главный его труд - "Повесть временных лет". Используя устные рассказы древних старцев, документы княжеского архива, жития святых, иноземные хроники и народные сказания, сам будучи очевидцем многих событий, Нестор создал монументальное историческое произведение. Древнейшую историю славян и Руси он вписал в историю всемирную, где славяне заняли своё место среди других народов. О чём только не говорит Нестор в этом труде! Рассказы о княжеских походах и свадьбах, победах, поражениях и усобицах сменяют рассказы о скоморохах, волхвах и кудесниках. Нестор обращается к легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению преданиями. От героических сказаний переходит к деловым договорам Руси и Константинополя, от житий святых - к княжеским поучениям и письменам. События самого разного рода, важнейшие для судьбы государства и совсем незначительные, объединены в "Повести временных лет" мыслью составителя, представившего читателю собственную, глубоко продуманную концепцию древнейшей русской истории, мудрость которой летописец видит в том, что каждое её событие есть проявление божественной воли.
Ошибкой было бы считать автора летописи спокойным, объективным сторонним наблюдателем, который пишет для отдалённых потомков, а не для современников. Такой взгляд был бы упрощением. Как показывают исследования учёных, на деятельность летописца большое влияние оказывали современные ему политические события и интересы. Нельзя исключить и прямое вмешательство политических деятелей в работу над летописью.

О Руси и варягах
Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси - "Повесть временных лет", написанная в начале XII., - начинается с трёх вопросов:
1. "Откуда есть пошла Русская земля?";
2. "Кто в Киеве нача первее княжити?";
3. "С коих пор Русская земля стала есть?"
В этой триаде глубинный смысл. Первый вопрос понятен - он основной. "Русская земля" - это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государство в средние века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда второй вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Грандиозное историческое полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в Древней Руси. Подавляющее большинство летописей начинается именно с "Повести временных лет", тем самым историческому процессу даётся как бы отправная точка. Именно "Повесть временных лет" остаётся главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства.
В IX в. Восточная Европа не была забытой окраиной средневекового мира. Через неё проходили оживлённые торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским Западом. Там где пролегали караванные пути, до сих пор находят множество кладов. Это свидетельствует о богатстве Руси и её интенсивной торговле.
У населявших эту территорию восточнославянских племён были опасные соседи. Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи (союзы племён восточных славян). На севере постоянные набеги совершали варяги - воинственные обитатели Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. "Повесть временных лет" сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена - словене новгородские, кривичи, чудь и меря - были подчинены варягами и обложены данью. Когда и при каких обстоятельствах это произошло, историческая память народа не зафиксировала. Во всяком случае, летописец об этом умалчивает. Но он отметил, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Видимо, перед лицом варяжской опасности и сложился здесь мощный военный союз племенных объединений. Однако вскоре между освободившимися племенами начались усобицы: "И воевати почаша сами на ся". Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам - вчерашним врагам - и найти князя, который бы "володел и правил... по праву". Послы обратились к варягам со словами: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет - да поидите княжить и володети нами". Три брата - Рюрик, Синеус и Трувор - "с роды своими" откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге). Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске.
Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. Согласно известиям летописи, двое из людей Рюрика - Аскольд и Дир - отпросились у него пойти в поход на юг, к Царьграду (Константинополь). На Днепре они осели и стали княжить в Киеве - древнем центре полян. По данным летописи, в 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, а власть перешла к его родственнику Олегу.
В правление Олега произошло событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси, на рубеже дописьменного и письменного периодов. В 882 г. Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск ("ключ-город") и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укреплённого Киева, предприимчивый конунг 9так называли военных предводителей у варягов) овладел им хитростью. В то время Днепр представлял собой торговую магистраль, по которой шли хорошо охраняемые купеческие караваны. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в ладьях, выскочили и убили киевских князей. Уничтожив Аскольда и дира, Олег стал княжить в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. Таким образом 882 год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Это хорошо понимали уже в средние века. Летописцы начинали свои хронологические отсчёты именно "от первого лета Олегова, понеже седе в Киеве".

Норманская теория
Вокруг этого летописного исторического предания издавна ведутся споры. Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. "норманской теории", согласно которой государство у славян создали норманны - скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчёркивали, что славяне до прихода варягов жили "звериным образом" (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Патриотически настроенные отечественные учёные в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.
Попытаемся, как говорили древние историки, "без гнева и пристрастия" разобраться в этом вопросе. Какова историческая достоверность летописного сказания? Учёные уже доказали вымышленность двух братьев-варягов - Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка "sine hus, thru waring" означает "свой род и верная дружина". Скорее всего в устной саге было упомянуто традиционное окружение конунга, и сказители приняли эти слова за имена его братьев, а летописец занёс их на страницы летописи. Так Рюрик "приобрёл" несуществующих родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в скандинавских источниках IX в. упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей - беспристрастной - силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.
Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира - их летопись именует "мужами", приближёнными Рюрика. Некоторые исследователи считают их потомками основателя Киева - князя Кия, представителями местной "полянской" княжеской династии. Однако их имена, как и имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар). Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские имена. Но первоначально иноземная аристократическая верхушка, правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами - племенными старейшинами, местными "светлыми и пресветлыми князьями". Одновременно происходила быстрая славянизация скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами скандинавской по происхождению династия русских князей является чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика - Святослав. А имена последующих великих князей киевских - почти все славянские.
Важные сведения по этому вопросу дала археология. Изучены так называемые "дружинные курганы", содержащие богатые погребения древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погребальный обряд (сожжение покойника в ладье, со строго определённым набором украшений и оружия) постепенно изменялся под влиянием славянских обычаев. На Смоленщине, в Гнёздовских курганах, в типичном скандинавском погребении первой четверти X в. обнаружена корчага с древнейшей надписью на древнерусском языке - "гороухща" (есть разные предположения о значении этого слова, но большинство учёных считают, что "гороухща" - это горчица, довольно редкая тогда пряность). Данные археологических исследований позволяют утверждать, что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X - первой половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном завершился.
Учёные спорят и о том, каково происхождение названия "Русь". Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово "Русь" - не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции - "Руслаген".
В истории достаточно примеров, когда основателями правящих династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был первый князь - вопрос важный, но не первостепенный. Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги, разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, - значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование - показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой - торговый путь "из варяг в греки", зачинателями объединения оказались Новгород и Киев - два важнейших восточно-славянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882-912 гг.), прозванный Вещим.
Как бы не различались мнения историков, важно одно - факт основания в 862 г. в Новгороде княжеской династии, правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчёта исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских и киевских земель - как поворотный момент в исторических судьбах восточных словян. По замечанию одного из отечественных историков, "сквозь красивый туман народного сказания история... видна лишь со времён Олега". Воспетый А.С.Пушкиным Вещий Олег - фигура не легендарная, а историческая. Если Кий для летописца - персонаж почти сказочный и мифический, а о Рюрике, Аскольде и Дире ему были известны лишь крупицы фактов, то Олег в "Повести временных лет" представлен как действительно первый общерусский правитель.

Источник: Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.1. История России и её ближайших соседей / Сост. С. Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996.

Сава
29.06.2009, 13:27
Благодарю! Очень-очень вовремя и понятным языком.

Женя, а дальше будет?

Арвен
29.06.2009, 13:38
Сава, будет. Пока только вопрос с источником решиться

Сава
29.06.2009, 13:54
Вот оттуда же лучше бы...

Арвен
29.06.2009, 14:10
Сава, я не против, но как выяснилось писать выдержки из одного источника - это не совсем корректно

p.s. попозже сотрите, пожалуйста, весь оффтоп :)