PDA

Просмотр полной версии : Белый шаман с озера Лама


Делия Норд
28.08.2014, 08:22
О самом озере Лама здесь: https://realax.ru/showthread.php?t=12876
Олег Крашевский – владелец турбазы на озере Лама – человек примечательный. Случай уникальный, когда местные нганасаны и долганы признали его своим шаманом и дали имя Сырай-коу-ня, что значит Белый шаман, передали своих идолов койка — тех, которых передают из поколения в поколение, а некоторых даже таких, каких могут иметь только шаманы.
Впрочем, и турбаза его не простая.
— Сначала я просто решил построить для себя дом, — рассказывал он. — Место здесь удивительное. Это место силы. Видите гору на противоположном берегу. Она называется Шаман. Там, по преданию, раньше жила эвенкийская шаманка. Хотя, как по преданию? Мы сначала тоже так думали, а потом решили слазать и посмотреть. В результате на склоне горы нашли пещеру, а рядом с ней — нескольких идолов. Значит, получается, что вовсе не предание это было про шаманку, а истинная правда — жила она там.
— И потом, — продолжил Олег — в этом месте идут очень сильные потоки энергий, здесь ощущаешь себя совершенно не так, как где-то еще. В общем, сначала я построил дом для себя, а затем понял, что мог бы принимать здесь гостей, туристов, потому что эту энергию тут чувствуют многие. Мы расширили дом, достроили к нему еще третий этаж и еще несколько отдаленных домиков.
Сложно, конечно, было и дорого. Сами видели, что только на катере сюда идти шесть часов. А если с грузом... Завозили стройматериалы и на барже, о которой сами не знали — пройдет она здесь или нет, и зимой на снегоходах и санно-тракоторных поездах. Но, наконец, построили. Хотя недоделанного всего еще много!
Потом я узнала предысторию.
Все началось конце 1970-х. Тогда Олег — еще совсем молодой парень, работал охотоведом в Норильском научно-исследовательском институте сельского хозяйства Крайнего севера. Ему приходилось много ездить по тундре, знакомиться и общаться с коренными народами. Тогда он и увлекся традициями и обычаями нганасан, начал их изучать, и нганасане прониклись к нему симпатией, стали дарить свои традиционные вещицы, начиная от деталей оленьих упряжей и национальных костюмов, и заканчивая украшениями и оружием, которым пользовались испокон веков. В первое время все эти вещи Олег отвозил в краеведческий музей, потом стал собирать для себя. Так, со временем, у него самого получился немаленький музей, который теперь он разместил в холле на первом и втором этажах главного дома своей турбазы.
Но больше всего Олега интересовало шаманство, которое процветало у нганасан да и у других народов севера вплоть до середины 20 века. У нганасан шаманы считались наиболее сильными и деятельными среди всех, способными творить чудеса. Чаще всего ими становились те, у кого в роду уже были шаманы — отец, дед или прадед. Но захотеть стать шаманом и стать им у нганасан было невозможно. Шамана должны были избрать сами духи — ведь в дальнейшем главной его работой становилась передача информации из мира существ нгоу, то есть духов, в мир обычных людей, переговоры с духами для создания максимально благоприятных условий жизни группы людей, которую шаман представлял. Кстати, шаманы были почти в каждой кочевой группе нганасан и такая группа чаще всего находилась в полной власти своего шамана.
У нганасан всегда были свои идолы — койка. Койка служили им для связи с духами. Ими могли быть искусственные предметы и естественные объекты, например, камни необычной формы, скалы, валуны, кусочки метеоритов или древней ископаемой фауны — раковины аммонитов. К искусственным же относились те, которые нганасане делали сами — выплавляли из металла, вырезали из рога или из дерева в форме людей или животных. Часто таким койка вставляли глаза-бусины. Обычно ими пользовались, конечно, сами шаманы, потому что об идолах нужно было заботиться, кормить их и т.д., а это не всегда было под силу обычным смертным. Поэтому передавать их посторонним было нельзя, это могло привести к разным опасностям и неприятностям.

Так что, пока Олег не стал шаманом, обзавестись собственными койка ему не особенно светило.
И еще интересно, что одна из дочерей Олега — Даша, которой он также дал нганасанское имя На-ню, что значит Розовая чайка, унаследовала его способности.
Когда Олег научился лечить руками, первыми после его родных и друзей, кто об этом узнал, были нганасаны. Сначала в шутку они начала называть его шаманом, а когда убедились в его способностях, то признали шаманом серьезно и официально.

После того, как долганы и нганасаны признали его шаманом, их койка просто рекой потекли к нему. А это — главный признак того, что их прежние владельцы видели в нем сильного шамана и не боялись доверять своих идолов.

— Вообще, если о койка не заботится должным образом, то с человеком, у которого он находится в доме, могут происходить разные неприятности, начиная от банальных неудач на работе и заканчивая тяжелыми болезнями, — рассказал нам Олег. — Был такой случай. Звонит мне как-то женщина. "Вы, — спрашивает, — такой-то, такой-то?" — "Да," — говорю. — "Помогите, пожалуйста. У меня дома есть нганасанский идол. От него никакого нет житья. Заберите!" — "А что за идол?" — спрашиваю. — "Нет, вы скажите, берете или нет?" — "Беру, — отвечаю, — привозите!". И вот эта женщина, в тот же день, едва услышала адрес, примчалась ко мне. Позвонила в дверь. Я открываю. А она даже через порог не переступила, сразу ко мне: "Вы точно его возьмете? Вы его берете?". Дело в том, что просто так отдать кому-то койка нельзя. Человек сам должен согласиться его взять, и только после этого он становится новым хозяином койка. И женщина это знала. "Да, — говорю, — беру". Она мне протянула идола — вырезанную из дерева фигуру человека, и сама тут же бежать. Я даже не успел ее спросить, что это за идол и откуда он у нее. Так ничего о нем и не знаю.

Нганасанских, долганских и эвенкийских койка у Олега сейчас не мало. Какие-то из них заняли достойное место в его музее, других он хранит дома и прячет от чужих глаз, так как именно они помогают ему держать связь с духами. Камлания же он проводит не регулярно, и он сам точно не может сказать, когда будет очередное. Желание провести его возникает спонтанно. "Это, как желание пить или почесать за ухом, — объяснят он. — Сейчас это нужно, а когда будет нужно в следующий раз, сразу и не скажешь". Олег научился предсказывать, говорит, что это совсем не сложно. Но практикует это только в редких случаях, так как "зачем человеку знать свою судьбу? Это же очень страшно — знать и не уметь исправить! Кроме того, любое предсказание — это всего лишь вероятность каких-то событий. И как раз предсказанием эту вероятность можно изменить, что значит, изменить и судьбу человека".

У Олега семеро детей. Семейство у Олега дружное, веселое и гармоничное. Возможно, что такое благополучие дает ему жена Дара, которая живет и работает тут же на турбазе: следит за детьми, готовит еду. Дара называет себя Берегиней — женщиной, которая создает для мужа, для своего дома и семьи добрую ауру.

Это — целая наука, основанная на древних славянских традициях и женской психологии, которой она успешно заправляет. Олег же поддерживает ее в этом. Он считает, что традиции северных народностей, скифов и славян, в принципе, близки. Именно поэтому неподалеку от турбазы мы обнаружили капище, представлявшее собой несколько выложенных камнями кругов с очагом по центру и в пяти местах на окружности.

А рядом с ним — священную рощу с привязанными к стволам и веткам деревьев дарами богам и духам в виде тряпичных куколок и ленточек.

Правда, на шее у Олега, как и днем раньше весело четыре амулета — три древнеславянских символа, а четвертый, изображавший фигуру человека внутри ромба, — нганасанский, которому было больше двух тысяч лет, и который в благодарность за какой-то добрый поступок подарила ему представительница этого народа.
Вот такой он Белый шаман.
Фото Антонова.

MirroR
28.08.2014, 08:55
Жена у него какая умница.

Делия Норд
28.08.2014, 09:21
@MirroR, Ну а как иначе. Думаю, Берегиней работать непросто.

MirroR
28.08.2014, 09:22
@Делия Норд, главное, он это понимает и ценит)

Делия Норд
28.08.2014, 09:32
@MirroR, Слишком мимолетно с ними виделась, потом дополнительно информацию собирала, но тожесоздалось впечатление, что они друг друга высоко ценят.

MirroR
28.08.2014, 09:34
@Делия Норд, это видно)

Иннуся
28.08.2014, 09:45
Все перемешалось и люди и кони
носит амулеты славянские и какие-то шаманские
жена берегина по славянскому
дочку зовет по нганасански
Сигиту это должно заинтересовать

Делия Норд
28.08.2014, 09:53
@Иннуся, И еще энергию "ци" поминает, но это я опустила в рассказе по причине своего выдающегося невежества в таких областях.

Иннуся
28.08.2014, 10:01
@Делия Норд, странный тип, я думаю что он в поиске себя
в простонародье говорят "не в себе", поэтому и живет в малолюдных местах

Делия Норд
28.08.2014, 10:09
@Иннуся, в Норильске известен как предприниматель, владелец нехилой турбазы, чего-то еще. Но за деньги не камлает, в отличие от многих городских шаманов.

Иннуся
28.08.2014, 10:12
@Делия Норд, а так это у него такое развлечение от тяжелых будней?

Делия Норд
28.08.2014, 10:21
@Иннуся, Тут дело так обстоит. Если изначально есть эти способности, то их надо использовать. Иначе плохо будет. Обучение только технику совершенствует.
Так что, может быть он нашел себя именно в шаманстве. Ну а коммерция - есть, пить, семью содержать надо.

Иннуся
28.08.2014, 10:28
@Иннуся, Тут дело так обстоит. Если изначально есть эти способности, то их надо использовать. Иначе плохо будет. Обучение только технику совершенствует.
Так что, может быть он нашел себя именно в шаманстве. Ну а коммерция - есть, пить, семью содержать надо.

А простые люди (кроме северных народов) к нему за помощью обращаются?

Делия Норд
28.08.2014, 10:47
@Иннуся, обращаются, но довольно редко. Рекламы практически нет, он сам ее избегает.

Sigita
28.08.2014, 12:12
Всё очень красиво и очень интересно. Семья очень красивая, жена умница, работяги все, детей не убивают аботрами. Всё превосходно. С наружи он настоящий Белый Шаман.
Про дар лечить - он лечит за деньги, то есть установлена ли цена или за пожертвования?

Делия Норд
28.08.2014, 12:25
Всё очень красиво и очень интересно. Семья очень красивая, жена умница, работяги все, детей не убивают аботрами. Всё превосходно. С наружи он настоящий Белый Шаман.
Про дар лечить - он лечит за деньги, то есть установлена ли цена или за пожертвования?
Насколько знаю, лечит бесплатно, от пожертвований не отказывается. И еще, на его турбазе собран целый этнографический музей, каталог которого был издан в Норильске. Много уникальных экспонатов.

Sigita
28.08.2014, 12:37
Насколько знаю, лечит бесплатно...
Вот это главное, потому что продавать дар людям не разрешенно.
Те, которые использовали дар не по назначению, со временем его потеряли и многим пришлось притворяться.
А ложь и обман как правило имеет свойство вылезти :)

Делия Норд
28.08.2014, 12:56
Вот это главное, потому что продавать дар людям не разрешенно.
Те, которые использовали дар не по назначению, со временем его потеряли и многим пришлось притворяться.
А ложь и обман как правило имеет свойство вылезти :)
Тут, по-моему и еще одна, прозаическая причина есть. Лечить по-настоящему тяжело и не все удается вылечить. То есть не всегда заработать. Возникает соблазн использовать разные фокусы. Потому в целительстве "за деньги" изначально заложено стремление к обману.

Фелиция Лэндри
28.08.2014, 13:07
Про дар лечить - он лечит за деньги, то есть установлена ли цена или за пожертвования?

Мне рассказывали, что настоящий врачеватель только тот, кто деньги не берет.

Делия Норд
28.08.2014, 13:18
@Фелиция Лэндри, Тоже слышала. Но шаман мог назначить жертву духам, скажем, пару оленей. После проведения необходимых ритуалов жертва оставалась в его распоряжении. Правда, после принесения жертвы гарантировал помощь. Так в тундре было принято.

Фелиция Лэндри
28.08.2014, 13:23
@Делия Норд, я слышала о том, что цена не назначалась. Принеси сам,то, что считаешь нужным. И достойным, за помощь духов. Наверное, так правильно.

Меламори
28.08.2014, 13:44
не, я б так жить не смогла:D

Фелиция Лэндри
28.08.2014, 13:46
@Меламори, как? С двумя оленями?

Меламори
28.08.2014, 13:47
@Фелиция Лэндри, и с оленями, и в лесу, и вообще.:D я человек городской:D

добавлено через 20 секунд
заниматься только детьми и мужем, света белого не видеть..:D

Фелиция Лэндри
28.08.2014, 13:50
@Меламори, оленей пасти. Людям пользу приносить. Лечить. Ягоды свежие есть. Овощи со своей грядки. Может, и есть в этом что-то правильное.

Меламори
28.08.2014, 13:50
@Фелиция Лэндри, может и есть, правильное для каждого свое. ))

Фелиция Лэндри
28.08.2014, 13:53
@Меламори, да не, я просто. Иногда думаю, как, наверное, любой горожанин, о домике в деревне. В лесу. Близко к природе. С оленями, земляникой, морошкой. Шаманами и силами природы.
Интересно, смогла бы я так жить?

Меламори
28.08.2014, 14:07
@Фелиция Лэндри, попробуй.))

Делия Норд
28.08.2014, 14:49
@Фелиция Лэндри, Вот только грядок здесь нет. Ягод и грибов хватает.

добавлено через 9 минут
@Меламори, да не, я просто. Иногда думаю, как, наверное, любой горожанин, о домике в деревне. В лесу. Близко к природе. С оленями, земляникой, морошкой. Шаманами и силами природы.
Интересно, смогла бы я так жить?
Лучше всего жить в окружении всего этого, но заниматься чем-нибудь другим. Хоть зоологией, хоть метеорологией.

Иннуся
28.08.2014, 19:29
@Фелиция Лэндри, Тоже слышала. Но шаман мог назначить жертву духам, скажем, пару оленей.

вот, "жертву духам"
т.е. он общается с духами
а может он похитить душу человека?

Капитан
28.08.2014, 19:46
@MirroR, Слишком мимолетно с ними виделась, потом дополнительно информацию собирала, но тожесоздалось впечатление, что они друг друга высоко ценят.

Иначе нельзя. Для таких людей сужуная - средоточие женской половины мироздания, и наоборот. Давно еще встречал мысль, что чем выше нравственный уровень челоека, тем меньше людей, с кем бы он мог связать свою жизнь. Это определяется внутренним ощущением взаимной гармонии. Ну а если у человека ещё и от природы более широкий и тонкий спектр восприятия, то, соответственно, и на столько же выше будет бережность и забота о том, кто рядом с тобой не смотря ни на что.

С самими шаманами мне встречаться не приходилась, только с учениками шаманов в Хакасии и на Алтае. Действительно, интересные люди. Сильно впечатлило то, что они совершенно по-разному "звучат" в городе и на природе. Сперва не совсем это понимал, но после книги Серкина "Свобода шамана" многое прояснилось. Кстати рекомендую, если кто интересуется этой тематикой.

Делия Норд
28.08.2014, 19:46
@Иннуся, Говорят, что раньше были шаманы, способные на такое. Похитить, подчинить чужую душу или свою отправить по делам.
Еще много чего удивительного творили. То повздорят между собой и валуны по воздуху летают. Много рассказывают.

Иннуся
28.08.2014, 19:48
@Иннуся, Говорят, что раньше были шаманы, способные на такое. Похитить, подчинить чужую душу или свою отправить по делам.
Еще много чего удивительного творили. То повздорят между собой и валуны по воздуху летают. Много рассказывают.

Делия, а что сейчас нет уже таких, переродились?

Делия Норд
28.08.2014, 19:56
@Капитан, книгу посмотрю обязательно, спасибо. Кстати, один знакомый, выпускник МГУ советского времени, не прижился в Москве, уехал на землю предков, был охотником, постепенно его признали шаманом. Вроде, в роду у них это было.

добавлено через 2 минуты
@Иннуся, во всяком случае не встречала и не слышала о таких случаях. Время не то, чтобы такие способности показывать.

Иннуся
28.08.2014, 20:06
@Иннуся, во всяком случае не встречала и не слышала о таких случаях. Время не то, чтобы такие способности показывать.

скорее всего "время не то" было в СССР, наверняка шаманов преследовали
а сейчас эти традиции и умения просто исчезли сами по себе

в подтверждениия этого служит твой рассказ - пришлого человека северные народы считают своим шаманом

Капитан
28.08.2014, 20:07
Делия Норд, В 90-е годы много народу из городов уходило в леса и деревня на натуральное хозяйство. Наверняка, были также исходы и потенциальных шаманов. Учёба в ВУЗе (тем более до-перестроечных времён) дает очень хорошую тренировку ментальной воли, чего практически лишены кочевые народности. Неудивительно, что если у ни х есть задатки к таким делам, то они осваивали шаманские практики.

Я слышал разные рассказы об алтайских шаманах, но, к сожалению, встречаться не приходилось. Однако не думаю, что при встрече они стали бы демонстрировать свои созможности. Жизнь на природе - это не арена цирка для зевак.

А, кстати, есть в ваших краях места, куда шаманы не рекомендуют ходить? И если есть, то как народ на это реагирует?

Делия Норд
28.08.2014, 20:16
@Капитан, такие места есть. Избегают их люди. И звери тоже. По работе бывала там. Ощущения довольно неприятные. Что-то подобное испытывала в п. Туим (Хакасия). Там все старыми шахтами изрыто.

Капитан
28.08.2014, 21:18
У меня знакомые геофизики как-то пытались откартировать такую зону. Тоже ощущения были самые разнообразные. Через 15 мин все аккумуляторы разрядились, но и то что намеряли ни в какие ворота не лезло. Большие скачки магнитной компонеты, причем непостоянные по времени. К сожалению, все геофизические программы по этой тематике были закрыты в 1986 году. :(

Делия Норд
29.08.2014, 04:50
@Капитан, Аналогично в Кашкулакской пещере, Хакасия. Электроника не работает или чудить начинает. Пещера несложная и не очень большая. Были там с ребятами, просто полазили. Уже на выходе, я замыкающей шла, когда все уже поднялись, сзади тень мелькнула. Ну тень и тень, не кровля же садится. Однако по стенкам колодца, веревка наверху была, вылетела так, что что хоть рекордное время отмечай. Ни до, ни после ничего подобного не было.

Капитан
29.08.2014, 15:29
Делия Норд, Эх, не люблю я спелеологию, два одногрупника в разное время в пещерах погибли. Мне надо чтоб горизонт до края неба, а над головой открытость до другого края галактики...

Такой вопрос еще. Много народу, которые из цивилизации приезжают в ваши края на "подзарабоать" и отсаются потом на совсем?

Делия Норд
29.08.2014, 15:51
@Капитан, У нас на заработки в основном приезжают сезонные рабочие на лето. На буровой своя сменяемость. Места тут самые дикие, работы нет, только в оленеводы идти или в охотники. Коренным жителям проще, они пособие получают. Только я уже тут третий год, но так уж обстоятельства сложились. Сначала начальника базы все никак подобрать не могли, то сейчас началась организация Таймырской партии на базе отряда.